
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
05 сентября 2022 года г. Моздок РСО-Алания
Моздокский районный суд РСО-Алания в составе: председательствующего судьи Оганесян А.В., при помощнике судьи Луценко Г.П., с участием представителя административного истца - военного прокурора 59 военной прокуратуры гарнизона - помощника военного прокурора 59 военной прокуратуры гарнизона Алиева М.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному иску Военного прокурора 59 военной прокуратуры гарнизона в защиту прав Российской Федерации и неопределенного круга лиц к Управлению Роскомнадзора по РСО-Алания о признании информации запрещенной к распространению, обязании включить интернет-сайт в единую автоматизированную информационную систему - реестр, как содержащий информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено,
установил:
Военный прокурор 59 военной прокуратуры гарнизона в защиту прав Российской Федерации и неопределенного круга лиц обратился в суд с иском к Управлению Роскомнадзора по РСО-Алания, в котором просил: признать интернет-страницыс сетевыми адресами: https://anticwar.ru/posledstviia_raketnogo_udara_po_voinskoiu_chasti_v_odesskoiu_oblasti_9334, https://knews.kg/2022/07/01/vlasti-odessy-po-gorodu-nanesen-raketnyj-udar-est-pogibshie/, информацией, распространение которой в Российской Федерации запрещено и включить интернет-страницыс сетевыми адресами: https://anticwar.ru/posledstviia_raketnogo_udara_po_voinskoiu_chasti_v_odesskoiu_oblasti_9334, https://knews.kg/2022/07/01/vlasti-odessy-po-gorodu-nanesen-raketnyj-udar-est-pogibshie/, в единый реестр доменных имен и (или) указателей страниц сайтов в сети «Интернет», позволяющих идентифицировать сайты в сети «Интернет», содержащие информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено. Требования мотивированы тем, что 59 военной прокуратурой гарнизона осуществлен мониторинг сети «Интернет», в ходе которого выявлен факт размещения в данной информационно-телекоммуникационной сети для свободного доступа неограниченного круга лиц на интернет-страницах с адресом: https://anticwar.ru/posledstviia_raketnogo_udara_po_voinskoiu_chasti_v_odesskoiu_oblasti_9334, https://knews.kg/2022/07/01/vlasti-odessy-po-gorodu-nanesen-raketnyj-udar-est-pogibshie/, информации, возбуждающей социальную и национальную рознь, а также заведомо ложной информации об использовании Вооруженных Сил РФ, исполнении государственными органами Российской Федерации своих полномочий.
Помощник военного прокурора 59 военной прокуратуры гарнизона Алиев М.А. в судебном заседании, основываясь на доводах административного иска, просил заявленные требования удовлетворить.
Представитель заинтересованного лица - Управления Роскомнадзора по РСО-Алания, будучи извещенным о времени и месте судебного заседания, в суд не явился, ходатайствовал о рассмотрении дела в их отсутствие, указал, что информация, обозначенная в административном исковом заявлении на странице сайта в сети «Интернет» https://anticwar.ru/posledstviia_raketnogo_udara_po_voinskoiu_chasti_v_odesskoiu_oblasti_9334, по состоянию на 01.09.2022 года доступна, а интернет-страница с адресом: https://knews.kg/2022/07/01/vlasti-odessy-po-gorodu-nanesen-raketnyj-udar-est-pogibshie/, недоступна.
Выслушав помощника военного прокурора 59 военной прокуратуры гарнизона, исследовав материалы дела в порядке ст.ст. 59, 62 КАС РФ и оценив доказательства в порядке ст. 61 КАС РФ, суд приходит к следующему.
В соответствии с ч.1 ст. 4 Закона Российской Федерации от 27.12.1991 г. № 2124-1 «О средствах массовой информации» (далее - Закон о средствах массовой информации) не допускается использование средств массовой информации в целях совершения уголовно наказуемых деяний, для разглашения сведений, составляющих государственную или иную специально охраняемую законом тайну, для распространения материалов, содержащих публичные призывы к осуществлению террористической деятельности или публично оправдывающих терроризм, других экстремистских материалов, а также материалов, пропагандирующих порнографию, культ насилия и жестокости, и материалов, содержащих нецензурную брань.
Обеспечение доступа к информации, способствующей совершению уголовно или административно-наказуемых деяний, облегчает его совершение, вводя в заблуждение неопределенный круг лиц о законности совершения таких действий.
Статьей 2071 УК РФ устанавливается ответственность за публичное распространение заведомо ложной информации об использовании Вооруженных Сил Российской Федерации.
Кроме того, статьей 20.3.3. КоАП РФ публичные действия, направленные на дискредитацию использования Вооруженных Сил Российской Федерации в целях защиты интересов Российской Федерации и ее граждан, поддержания международного мира и безопасности установлена административная ответственность. При повторном совершении данного правонарушения лицом после его привлечения к административной ответственности за аналогичное деяние в течение одного года наступает уголовная ответственность за совершение преступления, предусмотренного статьей 2803 УК РФ.
Согласно ч.1 ст. 10 Федерального закона от 27.07.2006 года № 149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» (далее - ФЗ № 149-ФЗ от 27.07.2006 года) в Российской Федерации распространение информации осуществляется свободно при соблюдении требований, установленных федеральным законодательством.
Передача информации посредством использования информационно-телекоммуникационных сетей осуществляется без ограничений при условии соблюдения установленных федеральными законами требований к распространению информации и охране объектов интеллектуальной собственности и может быть ограничена только в порядке и на условиях, которые установлены федеральными законами (ч. 5 ст. 15 ФЗ № 149-ФЗ от 27.07.2006 года).
Согласно п.1 ст.9, п. 6 ст. 10, п.1 ст. 12 Федерального закона от 27 июля 2006 года № 149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» (далее ФЗ № 149-ФЗ от 27.07.2006 года) ограничение доступа к информации устанавливается федеральными законами в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства. Запрещается распространение информации, которая направлена на пропаганду войны, разжигание национальной, расовой или религиозной ненависти и вражды, а также иной информации, за распространение которой предусмотрена уголовная или административная ответственность.
В соответствии с ч. 1 с т. 15.1 ФЗ № 149-ФЗ от 27.07.2006 года в целях ограничения доступа к сайтам в сети «Интернет», содержащим информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено, создается единая автоматизированная информационная система «Единый реестр доменных имен, указателей страниц сайтов в сети «Интернет» и сетевых адресов, позволяющих идентифицировать сайты в сети «Интернет», содержащие информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено» (далее - реестр).
В реестр включаются: 1) доменные имена и (или) указатели страниц сайтов в сети «Интернет», содержащих информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено; 2) сетевые адреса, позволяющие идентифицировать сайты в сети «Интернет», содержащие информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено (ч.2 ст. 15.1 ФЗ № 149-ФЗ от 27.07.2006 года).
Статьей 2 ФЗ № 149-ФЗ от 27.07.2006 года определено, что сайт в сети «Интернет» - это совокупность программ для электронных вычислительных машин и иной информации, содержащейся в информационной системе, доступ к которой обеспечивается посредством информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» по доменным именам и (или) по сетевым адресам, позволяющим идентифицировать сайты в сети «Интернет» (п.13 ст.2 ФЗ № 149-ФЗ от 27.07.2006 года); страница сайта в сети «Интернет» (интернет-страница) - это часть сайта в сети «Интернет», доступ к которой осуществляется по указателю, состоящему из доменного имени и символов, определенных владельцем сайта в сети «Интернет» (п.14 ст.2 ФЗ № 149-ФЗ от 27.07.2006 года); доменное имя - обозначение символами, предназначенное для адресации сайтов в сети «Интернет» в целях обеспечения доступа к информации, размещенной в сети «Интернет» (п.15 ст.2 ФЗ № 149-ФЗ от 27.07.2006 года); сетевой адрес - идентификатор в сети передачи данных, определяющий при оказании телематических услуг связи абонентский терминал или иные средства связи, входящие в информационную систему (п.16 ст.2 ФЗ № 149-ФЗ от 27.07.2006 года).
Согласно п. 2 ч.5 ст. 15.1 ФЗ № 149-ФЗ от 27.07.2006 года, основанием для включения в реестр является вступившее в законную силу решение суда о признании информации, распространяемой посредством сети «Интернет», информацией, распространение которой в Российской Федерации запрещено.
Полномочия по созданию, формированию и ведению единого реестра отнесены к компетенции Роскомнадзора в соответствии с п.5.1.7 Положения о Федеральной службе по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 16.03.2009 № 228.
Решения, являющиеся основаниями для ограничения доступа к сайтам в сети «Интернет», содержащим информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено, принимаются судами общей юрисдикции в порядке административного судопроизводства в рамках осуществления обязательного судебного контроля за соблюдением прав и свобод человека и гражданина при реализации отдельных административных властных требований к физическим лицам и организациям (п.п. 2.2 ч.3 ст. 1 КАС РФ).
Производство по таким делам осуществляется по общим правилам административного искового производства, предусмотренным разделами I-III, IV-VIII КАС РФ.
Учитывая особенности рассматриваемых правоотношений, в резолютивной части решения суда об удовлетворении заявления о признании информации запрещенной указываются доменные имена и (или) указатели страниц сайтов в сети «Интернет» или иной информационно-телекоммуникационной сети, содержащих информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено.
При этом в целях соблюдения баланса частных и публичных интересов судам следует избегать произвольного и безосновательного ограничения доступа к информации (сведениям, сообщениям, данным), размещенной на сайтах в сети «Интернет» с соблюдением требований закона.
На момент проверки указанная информация, размещенная на интернет-страницахс сетевыми адресами: https://anticwar.ru/posledstviia_raketnogo_udara_po_voinskoiu_chasti_v_odesskoiu_oblasti_9334, https://knews.kg/2022/07/01/vlasti-odessy-po-gorodu-nanesen-raketnyj-udar-est-pogibshie/, отсутствует в Едином реестре доменных имен, указателей страниц сайтов в сети «Интернет» и сетевых адресов, позволяющих идентифицировать сайты в сети «Интернет», содержащие информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено.
Представленными административным истцом доказательствами в виде скриншотов страниц сайтов от 07.07.2022 года, рапорта старшего помощника военного прокурора М.А.Алиева от 20.07.2022г. в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» установлено, что на интернет-страницахс сетевыми адресами: https://anticwar.ru/posledstviia_raketnogo_udara_po_voinskoiu_chasti_v_odesskoiu_oblasti_9334, https://knews.kg/2022/07/01/vlasti-odessy-po-gorodu-nanesen-raketnyj-udar-est-pogibshie/, размещены сведения о совершении российскими военнослужащими преступлений, в том числе в период проведения специальной операции. Указанные интернет-страницы доступны по состоянию на 05.09.2022г., что подтверждается скриншотfvb страниц сайтов.
Распространение спорной информации о совершении российскими военнослужащими военных преступлений, в том числе в период проведения специальной военной операции, побуждает граждан к совершению правонарушения и преступления, за которые предусмотрена административная или уголовная ответственность и облегчает его совершение, вводя в заблуждение неопределенный круг лиц о законности совершения таких действий.
На дату осмотра и дату вынесения решения в единой автоматизированной информационной системе «Единый реестр доменных имен, указателей страниц сайтов в сети «Интернет» и сетевых адресов, позволяющих идентифицировать сайты в сети «Интернет», содержащие информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено» данные сайта и его страниц, на котором размещена указанная информация, отсутствуют.
Принятыми судом мерами не представилось возможным установить администратора, правообладателя и автора информации на интернет-страницахс сетевыми адресами: https://anticwar.ru/posledstviia_raketnogo_udara_po_voinskoiu_chasti_v_odesskoiu_oblasti_9334, https://knews.kg/2022/07/01/vlasti-odessy-po-gorodu-nanesen-raketnyj-udar-est-pogibshie/, также не установлено местонахождение IP-адреса данного сайта, в связи с чем привлечь к участию в деле лиц, осуществивших распространение информации с использованием данного сайта, не представляется возможным.
При таких обстоятельствах суд полагает подлежащим удовлетворению требование военного прокурора 59 военной прокуратуры гарнизона о признании информации запрещенной к распространению, обязании включить интернет-страницы в единую автоматизированную информационную систему - реестр, как содержащий информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено.
Согласно ч.4 ст. 265.4 КАС РФ решение суда об удовлетворении административного искового заявления о признании информации запрещенной подлежит немедленному исполнению.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 177-182, 227 КАС РФ, суд
решил:
Административный иск Военного прокурора 59 военной прокуратуры гарнизона в защиту прав Российской Федерации и неопределенного круга лиц к Управлению Роскомнадзора по РСО-Алания о признании информации запрещенной к распространению, обязании включить интернет-сайт в единую автоматизированную информационную систему - реестр, как содержащий информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено,- удовлетворить.
Признать информацию, размещенную на интернет-страницахс сетевыми адресами:https://anticwar.ru/posledstviia_raketnogo_udara_po_voinskoiu_chasti_v_odesskoiu_oblasti_9334, https://knews.kg/2022/07/01/vlasti-odessy-po-gorodu-nanesen-raketnyj-udar-est-pogibshie/, информацией, распространение которой на территории Российской Федерации запрещено.
Обязать Управление Федеральной службы по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций по РСО-Алания по получении вступившего в законную силу решения немедленно исполнить решение и включить интернет-страницыс сетевыми адресами: https://anticwar.ru/posledstviia_raketnogo_udara_po_voinskoiu_chasti_v_odesskoiu_oblasti_9334, https://knews.kg/2022/07/01/vlasti-odessy-po-gorodu-nanesen-raketnyj-udar-est-pogibshie/, в единую автоматизированную информационную систему «Единый реестр доменных имен, указателей страниц сайтов в сети «Интернет» и сетевых адресов, позволяющих идентифицировать сайты в сети «Интернет», содержащие информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено».
Заинтересованному лицу - Управлению Федеральной службы по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций по РСО-Алания необходимо сообщить об исполнении решения в суд и военному прокурору 59 военной прокуратуры гарнизона в течение 10 дней со дня получения копии решения суда.
Решение суда об удовлетворении административного искового заявления о признании информации запрещенной подлежит немедленному исполнению.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в судебную коллегию по административным делам Верховного Суда РСО-Алания в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме через Моздокский районный суд.
Судья А.В.Оганесян