Arms
 
развернуть
 
363750, г. Моздок, ул. Орджоникидзе, д. 26
Тел.: (86736)3-47-88
mozdokraysud@mail.ru
363750, г. Моздок, ул. Орджоникидзе, д. 26Тел.: (86736)3-47-88mozdokraysud@mail.ru
СУДЕБНОЕ ДЕЛОПРОИЗВОДСТВО
Решение по административному делу
Печать решения
Дело № 2а-196/2023

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

17 января 2023 года         г. Моздок РСО-Алания

Моздокский районный суд РСО-Алания в составе: председательствующего судьи Бондаренко Е.А., при помощнике Грозовой М.А., с участием представителя административного истца - военного прокурора 59 военной прокуратуры гарнизона - помощника военного прокурора 59 военной прокуратуры гарнизона Алиева М.А. по доверенности от ДД.ММ.ГГГГ,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному иску военного прокурора 59 военной прокуратуры гарнизона при заинтересованном лице - ФИО2 Федеральной службы по надзору в сфере связи, информационных те-хнологий и массовых коммуникаций (далее - Управление Роскомнадзора) по РСО-Алания о признании информации запрещенной к распространению, обязании включить интернет-сайт в единую автоматизированную информационную систему - реестр, как содержащий информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено,

установил:

Военный прокурор 59 военной прокуратуры гарнизона обратился в суд с административным иском с привлечением заинтересованного лица - Управления Роскомнадзора по РСО-Алания о признании информации, размещенной на Интернет-страницах с адресами: <данные изъяты> информацией, распространение которой на территории Российской Федерации запрещено; обязании Управления Федеральной службы по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций по РСО-Алания по получении заверенной копии решения немедленно исполнить решение и включить интернет-сайты в единую автоматизированную информационную систему «Единый реестр доменных имен, указателей страниц сайтов в сети «Интернет» и сетевых адресов, позволяющих идентифицировать сайты в сети «Интернет», содержащие информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено». Исковое требование мотивировано тем, что при проведении 59 военной прокуратурой гарнизона проверки исполнения федерального законодательства о противодействии экстремизму был выявлен факт размещения в информационно-телекоммуникационной сети для свободного доступа неограниченного круга лиц на интернет-страницах ссетевыми адресами:<данные изъяты> информации, возбуждающей социальную и национальную рознь, а также заведомо ложной информации об использовании Вооруженных Сил Российской Федерации, исполнении государственными органами Российской Федерации своих полномочий.

Помощник военного прокурора 59 военной прокуратуры гарнизона Алиев М.А. в судебном заседании, основываясь на доводах административного иска, и на том, что на дату рассмотрения дела информация на указанных в иске сайтах доступна неопределенному кругу лиц, заявленное требование поддержал в полном объеме.

Представитель Управления Роскомнадзора по РСО-Алания, будучи извещенным о времени и месте судебного заседания, в суд не явился, ходатайствовал о рассмотрении дела в их отсутствие, указал, что информация, обозначенная в административном исковом заявлении, на страницах сайтов в сети «Интернет» по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ недоступна, просил отказать в удовлетворения иска.

Выслушав помощника военного прокурора 59 военной прокуратуры гарнизона, исследовав материалы дела в порядке ст.ст. 59, 62 КАС РФ и оценив доказательства в порядке ст. 61 КАС РФ, суд приходит к следующему.

Согласно ст. 29 Конституции Российской Федерации каждый имеет право свободно искать, получать, передавать, производить и распространять информацию любым законным способом. Никто не может быть принужден к выражению своих мнений и убеждений или отказу от них. Каждому гарантируется свобода мысли и слова, свобода массовой информации. Цензура запрещается.

Осуществление названных прав и свобод может быть сопряжено с определенными ограничениями, которые предусмотрены законом и необходимы в демократическом обществе.

Конституция Российской Федерации устанавливает запрет на пропаганду и агитацию, возбуждающие социальную, расовую, национальную или религиозную ненависть и вражду, а также на пропаганду социального, расового, национального, религиозного или языкового превосходства (ст. 29).

Согласно ст. 9 Федерального закона от 27.07.2006 № 149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» (далее по тексту - ФЗ от 27.07.2006 № 149-ФЗ) ограничение доступа к информации устанавливается федеральными законами в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства.

Частью 6 ст. 10 ФЗ от 27.07.2006 № 149-ФЗ установлен запрет распространения информации, которая направлена на пропаганду войны, разжигание национальной, расовой или религиозной ненависти и вражды, а также иной информации, за распространение которой предусмотрена уголовная или административная ответственность.

Статьей 15.3 ФЗ от 27.07.2006 № 149-ФЗ предусмотрено, что в случае обнаружения в информационно-телекоммуникационных сетях, в том числе в сети «Интернет», информации, содержащей призывы к массовым беспорядкам, осуществлению экстремистской деятельности, участию в массовых (публичных) мероприятиях, проводимых с нарушением установленного порядка, недостоверной общественно значимой информации, распространяемой под видом достоверных сообщений, которая создает угрозу причинения вреда жизни и (или) здоровью граждан, имуществу, угрозу массового нарушения общественного порядка и (или) общественной безопасности либо угрозу создания помех функционированию или прекращения функционирования объектов жизнеобеспечения, транспортной или социальной инфраструктуры, кредитных организаций, объектов энергетики, промышленности или связи, информационных материалов иностранной или международной неправительственной организации, деятельность которой признана нежелательной на территории Российской Федерации в соответствии с Федеральным законом от 28.12.2012 № 272-ФЗ «О мерах воздействия на лиц, причастных к нарушениям основополагающих прав и свобод человека, прав и свобод граждан Российской Федерации», сведений, позволяющих получить доступ к указанным информации или материалам, включая случай поступления уведомления о распространяемой с нарушением закона информации от федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, организаций или граждан, Генеральный прокурор Российской Федерации или его заместители обращаются в федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по контролю и надзору в сфере средств массовой информации, массовых коммуникаций, информационных технологий и связи, с требованием о принятии мер по ограничению доступа к информационным ресурсам, распространяющим такую информацию (ч. 1).

В соответствии с ч.1 ст. 4 Закона Российской Федерации от 27.12.1991 г. № 2124-1 «О средствах массовой информации» (далее - Закон о средствах массовой информации) не допускается использование средств массовой информации в целях совершения уголовно наказуемых деяний, для разглашения сведений, составляющих государственную или иную специально охраняемую законом тайну, для распространения материалов, содержащих публичные призывы к осуществлению террористической деятельности или публично оправдывающих терроризм, других экстремистских материалов, а также материалов, пропагандирующих порнографию, культ насилия и жестокости, и материалов, содержащих нецензурную брань.

Обеспечение доступа к информации, способствующей совершению уголовно или административно-наказуемых деяний, облегчает его совершение, вводя в заблуждение неопределенный круг лиц о законности совершения таких действий.

Статьей 2073 УК РФ устанавливается ответственность за публичное распространение заведомо ложной информации об использовании Вооруженных Сил Российской Федерации.

Кроме того, статьей 20.3.3. КоАП РФ публичные действия, направленные на дискредитацию использования Вооруженных Сил Российской Федерации в целях защиты интересов Российской Федерации и ее граждан, поддержания международного мира и безопасности установлена административная ответственность. При повторном совершении данного правонарушения лицом после его привлечения к административной ответственности за аналогичное деяние в течение одного года наступает уголовная ответственность за совершение преступления, предусмотренного статьей 2803 УК РФ.

Передача информации посредством использования информационно-телекоммуникационных сетей осуществляется без ограничений при условии соблюдения установленных федеральными законами требований к распространению информации и охране объектов интеллектуальной собственности и может быть ограничена только в порядке и на условиях, которые установлены федеральными законами (ч. 5 ст. 15 ФЗ № 149-ФЗ от 27.07.2006 года).

В соответствии с ч. 1 ст. 15.1 ФЗ № 149-ФЗ от 27.07.2006 года в целях ограничения доступа к сайтам в сети «Интернет», содержащим информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено, создается единая автоматизированная информационная система «Единый реестр доменных имен, указателей страниц сайтов в сети «Интернет» и сетевых адресов, позволяющих идентифицировать сайты в сети «Интернет», содержащие информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено» (далее - реестр).

В реестр включаются: 1) доменные имена и (или) указатели страниц сайтов в сети «Интернет», содержащих информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено; 2) сетевые адреса, позволяющие идентифицировать сайты в сети «Интернет», содержащие информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено (ч.2 ст. 15.1 ФЗ № 149-ФЗ от 27.07.2006 года).

Статьей 2 ФЗ № 149-ФЗ от 27.07.2006 года определено, что сайт в сети «Интернет» - это совокупность программ для электронных вычислительных машин и иной информации, содержащейся в информационной системе, доступ к которой обеспечивается посредством информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» по доменным именам и (или) по сетевым адресам, позволяющим идентифицировать сайты в сети «Интернет» (п.13 ст.2 ФЗ № 149-ФЗ от 27.07.2006 года); страница сайта в сети «Интернет» (интернет-страница) - это часть сайта в сети «Интернет», доступ к которой осуществляется по указателю, состоящему из доменного имени и символов, определенных владельцем сайта в сети «Интернет» (п.14 ст.2 ФЗ № 149-ФЗ от 27.07.2006 года); доменное имя - обозначение символами, предназначенное для адресации сайтов в сети «Интернет» в целях обеспечения доступа к информации, размещенной в сети «Интернет» (п.15 ст.2 ФЗ № 149-ФЗ от 27.07.2006 года); сетевой адрес - идентификатор в сети передачи данных, определяющий при оказании телематических услуг связи абонентский терминал или иные средства связи, входящие в информационную систему (п.16 ст.2 ФЗ № 149-ФЗ от 27.07.2006 года).

Согласно п. 2 ч.5 ст. 15.1 ФЗ № 149-ФЗ от 27.07.2006 года, основанием для включения в реестр является вступившее в законную силу решение суда о признании информации, распространяемой посредством сети «Интернет», информацией, распространение которой в Российской Федерации запрещено.

Полномочия по созданию, формированию и ведению единого реестра отнесены к компетенции Роскомнадзора в соответствии с п.5.1.7 Положения о Федеральной службе по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 16.03.2009 № 228.

Решения, являющиеся основаниями для ограничения доступа к сайтам в сети «Интернет», содержащим информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено, принимаются судами общей юрисдикции в порядке административного судопроизводства в рамках осуществления обязательного судебного контроля за соблюдением прав и свобод человека и гражданина при реализации отдельных административных властных требований к физическим лицам и организациям (п.п. 2.2 ч.3 ст. 1 КАС РФ).

Производство по таким делам осуществляется по общим правилам административного искового производства, предусмотренным разделами

Учитывая особенности рассматриваемых правоотношений, в резолютивной части решения суда об удовлетворении заявления о признании информации запрещенной указываются доменные имена и (или) указатели страниц сайтов в сети «Интернет» или иной информационно-телекоммуникационной сети, содержащих информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено.

При этом в целях соблюдения баланса частных и публичных интересов судам следует избегать произвольного и безосновательного ограничения доступа к информации (сведениям, сообщениям, данным), размещенной на сайтах в сети «Интернет» с соблюдением требований закона.

На момент проверки информация, размещенная на интернет-страницах с адресами: <данные изъяты>/отсутствует в Едином реестре доменных имен, указателей страниц сайтов в сети «Интернет» и сетевых адресов, позволяющих идентифицировать сайты в сети «Интернет», содержащие информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено.

Представленными административным истцом доказательствами в виде скрин-шотов страниц сайтов на период проверки при обращении в суд и на ДД.ММ.ГГГГ в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» установлено, что на интернет-страницахпо сетевым адресам <данные изъяты>размещена информация, на которых пользователям предоставляются на обозрение сведения о совершении российскими военнослужащими преступлений, в том числе в период проведения специальной военной операции.

Распространение такой информации оказывает пропагандирующее влияние на граждан Российской Федерации, дестабилизирует обстановку в Вооруженных Силах Российской Федерации, негативно влияет на обеспечение обороны страны и безопасности государства, побуждает граждан к совершению правонарушения и преступления, за которые предусмотрена административная или уголовная ответственность и облегчает их совершение.

На дату осмотра и дату вынесения решения в единой автоматизированной информационной системе «Единый реестр доменных имен, указателей страниц сайтов в сети «Интернет» и сетевых адресах, позволяющих идентифицировать сайты в сети «Интернет», содержащие информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено», данные сайта и его страниц, на котором размещена указанная информация, отсутствуют.

Принятыми судом мерами не представилось возможным установить администратора, правообладателя и автора информации на интернет-страницахпо сетевым адресам: <данные изъяты> также не установлено местонахождение IP-адреса данных сайтов, в связи с чем привлечь к участию в деле лиц, осуществивших распространение информации с использованием данного сайта, не представляется возможным.

При таких обстоятельствах суд полагает подлежащим удовлетворению требование военного прокурора 59 военной прокуратуры гарнизона о признании информации запрещенной к распространению, обязании включить интернет-страницы в единую автоматизированную информационную систему - реестр, как содержащий информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено.

Согласно ч.4 ст. 265.4 КАС РФ решение суда об удовлетворении административного искового заявления о признании информации запрещенной подлежит немедленному исполнению.

На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 177-182, 227 КАС РФ, суд

решил:

Административный иск военного прокурора 59 военной прокуратуры гарнизона при заинтересованном лице - Управлении Федеральной службы по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций о признании информации запрещенной к распространению, обязании включить интернет-сайт в единую автоматизированную информационную систему - реестр, как содержащий информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено,- удовлетворить.

Признать информацию, размещенную на интернет-страницахпо сетевым адресам: <данные изъяты>информацией, распространение которой на территории Российской Федерации запрещено.

Обязать Управление Федеральной службы по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций по РСО-Алания по получении вступившего в законную силу решения немедленно исполнить решение и включить интернет-страницыпо сетевым адресам: <данные изъяты>, в единую автоматизированную информационную систему «Единый реестр доменных имен, указателей страниц сайтов в сети «Интернет» и сетевых адресов, позволяющих идентифицировать сайты в сети «Интернет», содержащие информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено».

Заинтересованному лицу - Управлению Федеральной службы по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций по РСО-Алания необходимо сообщить об исполнении решения в суд и военному прокурору 59 военной прокуратуры гарнизона в течение 10 дней со дня получения копии решения суда.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Судебную коллегию по административным делам Верховного Суда РСО-Алания в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме через Моздокский районный суд.

Судья             Е.А. Бондаренко